Защитные механизмы личности

По мотивам лекции Холявко В.В. (психотерапевт из НИПНИ им. Бехтерева)
Психологические защиты направлены на уменьшение эмоционального напряжения.
Защищаюсь не от реальности, а от реакции на эту реальность.

Вытеснение— удаление из сознания того (обычно информации),что вызывает непереносимые переживания. Перцептивное вытеснение, что-то не замечает в здесь и сейчас. Вытеснение-забывание.
Пример: Клиент: «Я вчера страшно поругалась с мужем»  Терапевт: «На какую тему?»  Клиент: «Не  помню»

Что делать? Конфронтация. Обращаем внимание пациента на его отношение к факту забывания (вытеснения).
Пример: «Как ты относишься, к тому, что не помнишь,что было.» «Вот удивительно. Вроде так много пережила вчера, а ни одного слова не запомнила. Как ты к этому относишься?»

Рационализация— это, когда я свое болезненное поведение или сложившуюся ситуацию объясняю благовидным способом.
Пример. На группе, когда осталось немного времени до окончания, народ рационализирует следующим образом:
«Моя проблема слишком мелкая, чтобы отнимать у вас время. Ваши проблемы значительней.» «Я уже за группу много действовал, у меня много результатов. Я уже почти здоров.Спасибо вам»

Что делать? Конфронтация только с результатом рационализации (выводом). Ошибкой является конфронтировать с самой рационализацией, переубеждать человека, потому как появляются все новые и новые рационализации клиента.
Пациент на группе: «Моя проблема слишком мелкая,чтобы отнимать у вас время. Ваши проблемы значительней.» Терапевт: «То есть ты человек скромный, сегодня ничего делать не будешь» Пациент: «Да» (но это да будет уже сказано с подъемом эмоционального напряжения).

Замещение— меняем содержание чувства, желания, которые для меня по тем или иным причинам неприемлемы.
Пример. В сложные этапы группы, например 40 минут молчания, некоторые участники сидят в эйфории.
Ребенок, часто болеет, требует ухода. Естественной реакцией мамы будет злость на ребенка. Но ее злость замещается в беспокойство за ребенка.

Что делать? Конфронтация с реакцией объекта и реакцией клиента на реакцию объекта. То есть как другие реагируют на твои чувства и как ты к этому относишься?
Пример. Умерла горячо любимая мама, которая долго болела и требовала ухода. Женщина почувствовала и горе и радость, ведь теперь не надо ухаживать. Но радость была для неё неприемлема в силу особенностей личности и воспитания. Радость заместилась на горе, которое усилилось. И женщина горевала по маме не 3-6 месяцев (максимум год), как это обычно бывает, а 2 года.
Терапевт: «Как другие относятся к тому, что ты так горюешь по маме?» Пациент:«Жалеют» Терапевт: «Как ты относишься к тому, что тебя жалеют?»

Смещение — меняем объект чувств, когда для человека не приемлемо испытывать чувства к истинному объекту
Пример. На группе участники вместо того, чтобы выражать злость на терапевта ругаются друг с другом по мелочам.

Что делать? Обращаем внимание не на содержание, а на интенсивность чувств.
Пример. Терапевт«Какие сильные чувства ты испытываешь к дочери, наверно все матери относятся так к своим 20-летним дочерям.»

Интеллектуализация— навязчивое размышление. Вместо того,чтобы чувствовать,человек думает.
Пример.«Что ты чувствуешь?» «Я чувствую, что ты на меня смотришь как-то не так»
«Как ты ко мне относишься?» «Я думаю, что ты хороший человек»

Что делать? Конфронтация. Раз за разом обращать внимание пациента на то, что у него нет чувств.
Пример: «Ты опять осталась спокойной» «Многие люди на твоем месте многое бы переживали, а ты остаешься спокойной»

Изоляция— информация о психотравмирующем событии в голове есть, а чувств об этом событии нет. Характерно для хронических психотравмирующих ситуаций.
Пример. Клиент рассказывает спокойно о психотравмирующей ситуации

Что делать? Конфронтация.Обращать внимание на отсутствие чувств, но лучше переводить обсуждение в «здесь и сейчас»
Пример: «С каким чувством ты мне сейчас это рассказываешь?» «Что ты прямо сейчас переживаешь по поводу того, что ты мне рассказываешь эту историю» «Ничего не переживаю». «То есть ты спокойно мне рассказываешь, как тебя несколько лет били родители»

Отрицание
Пример. Человек злиться и говорит. Что он абсолютно спокоен. Кричит и говорит,что тихо говорит. Опаздывает и говорит,что пришел вовремя искренне в это верит.

Что делать? Обращать внимание пациента на наши чувства, когда он так делает.
Пример: Терапевт «Слушай, я в растерянности» «Я не знаю, что делать.» Клиент: «А что такое?» «Представь, что ты видишь кричащего человека, а он говорит, что говорит тихо.»

Проекция— то, что я про себя думаю, если это про меня не приемлемо, я начинаю думать о другом. Информацию, неприемлемую о себе,я располагаю снаружи. Проекция, это обязательно агрессивные чувства или отвращение, отторжение.
Пример.«Я думаю про него, что он слишком демонстративен. Я за это его не перевариваю.» Скорее всего подавляется собственная демонстративность.

Что делать? Конфронтация,основанная на сравнении пациента и другого человека.
На группе: «Ты, сволочь, сидишь и ни хрена не делаешь.» Терапевт: «Чем ты от него отличаешься?»
Терапевт:«Вот этот человек тебе не нравится. А чем ты от него отличаешься, опиши разницу.»
Клиент:«Мой муж за мной не ухаживает.» Терапевт:«Расскажи, как ты за ним ухаживаешь. Как ты от него отличаешься в лучшую сторону»

Подавление — у человека возникает некоторое чувство, но он не может его проявить в полной мере. Он начинает себя контролировать и сдерживать.Подавление несет в себе некоторую критику к тому, что происходит. У меня есть злость, но я не могу позволить себе её выразить.
Например, плакать, злиться,кричать

Что делать? На  первом обращаем внимание на то, что он не проявляет чувства . А может бы и рад бы был. На втором этапе переводим на здесь и сейчас. Ты со мной не плачешь,ты именно со мной не проявляешь злость.
На группе. Терапевт «Ты на него злишься?» Участник: «Да» Терапевт: «Ну так подойди скажи ему, ударь его» Участник: «Нет,это не вежливо.» Терапевт: «Ты же искренний человек и о вежливости мы не договаривались. Ты этого не делаешь, потому что именно ему боишься показать свою злость»

Аннулирование — некоторый символический ритуал противоположно тому, что случилось.
Пример: Мужчина: «Ты мне нравишься» Девушка: «А ты мне нет, ты мне противен.» Человек целует руку девушке, говорит спасибо и уходит довольный, что поцеловал руку.
Побил жену, купил ей духи и успокоился

Что делать? Конфронтация двухступенчатая.
Пример. Терапевт: «После того, как ты духи подарил, тебе легче стало?» Пациент «Да,легче» Терапевт: «А ей от этого легче стало, синяки исчезли?»

Символизация — когда мы реальные объекты переводим в символическую форму
Пример: «Я ненавижу своего отца, ругаюсь со своим начальником»

Что делать? Свободное ассоциирование.
Пример «Расслабься, закрой глаза, на кого похожтвой начальник. Набросай 5-6 вариантов»

Регрессия— мгновенное погружение в детство на фоне сильнейшего эмоционального напряжения
Пример: Клиент приводит аргументы, терапевт —контраргументы и когда у клиента заканчиваются аргументы, он говорит«Ну, пожалуйста» (таким детским голосом)«Вам что жалко что ли?»

Что делать? Игнорирование.Продолжаем общаться как со взрослым человеком. Второй способ -Конфронтация c сексуальными составляющими детского поведения.
Пример«У как ты губки-то надула. Прям поцеловать хочется» «Мамочку ищешь? Грудь мою пососать хочешь?»

Интроекция
Пример.Я сижу на группе и думаю о своей жене. Я все время веду мысленный диалог с кем-то.

Что делать? Конфронтация
Как ты относишься к тому, что ты сейчас разговариваешь с другим человеком,которого здесь нет, внутри своей головы?» «Нормально отношусь» Второй тип конфронтации «Что будет, если ты сейчас не будешь разговаривать с этим человеком?» «А если бы ты сейчас не был озабочен завтрашним днем, ты бы сейчас что делал?» Конфронтация с мотивами «А почему ты нам сейчас лично сообщаешь, что у ребенка температура»

Диссоциация— я что-то делаю, не известно почему.
Пример.«Я просто злюсь, не понимаю, почему» «Еще я почему-то срываюсь на муже»
Я сама по себе, настроение (раздражительность) само по себе.

Что делать? Задавать вопросы:
«Тебя снаружи кто-то довел до этого плохого настроения?» Перевод чувств в желания.«У тебя сейчас плохое настроение, так ты и делать ничего не хочешь.»

Запись опубликована в рубрике Психотерапия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *